Новая философия потребления: шеринг-лизинговая экономика
10 ноября 2020
Несколько веков назад появилось то, что сегодня называется коллективным потреблением. Аренда, лизинг – другие названия этой модели поведения. В начале XXI века совместное пользование товарами и услугами, аренда вместо владения и потребительская мобильность стали, пожалуй, основными трендами, определяющими развитие многих отраслей. В этом плане знаменита фраза профессора Гарварда Теодора Левитта, отражающая то, как поменялось сознание потребителей в такой экономике: «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».
По оценкам экспертов, шеринговая экономика будет активно развиваться в ближайшие годы. Согласно прогнозу PWC к 2025 году объем транзакций по финансовым, жилищным и транспортным отраслям шеринговой экономики составит 335 млрд евро, к 2035 – 570. Для сравнения: в 2015 году объем шеринга оценивался всего в 15 млрд евро.
Если раньше факторами успеха и благосостояния были право собственности, владение домом, автомобилем и другими благами, то сегодня на первый план выходит потребительская мобильность. Сегодня важно не право собственности, а то, какую пользу, сервис или эмоцию, получает потребитель. И чтобы дом, авто или актив были в нужном месте и в нужное время. Поэтому лизинг и шеринг получили такое распространение и популярность у современных жителей мегаполисов.
Шеринговая экономика сегодня – это, по сути, диджитализированное коллективное потребление. А лизинг – это тот же шеринг, с тем лишь отличием, что аренда происходит на более длительное время, и в конце у потребителя иногда есть возможность приобрести актив в собственность. Некоторые формы шеринга так и называются краткосрочной арендой, краткосрочным лизингом, как, например, получивший активное развитие в Москве каршеринг.
Сегодня все подобные сервисы реализуются с помощью современных технологий – интернет-платформ (например, сервисы аренды и каршеринга, сервисы-базы фрилансеров, онлайн-доски объявлений) и мобильных приложений. Эти технологии позволяют устанавливать прямые связи между потребителем и поставщиком или, по крайней мере, упрощать эту цепочку. Каршеринг уже полностью перешел в онлайн-формат – заключить договор можно без посещения офиса через мобильное приложение, воспользоваться машиной можно без ключа, используя смартфон, а лизинг находится на пути к полной цифровизации. Автопроизводители разрабатывают и внедряют схемы онлайн-заказа и доставки автомобиля до клиента без посещения автосалона, а лизинговые компании начинают оформлять сделки лизинга онлайн.
Развитие диджитал-сервисов и переход многих услуг в онлайн-управление - наша новая реальность.
Другие сервисы, которые возникли на базе принципа совместного потребления: совместное использование автомобилей (карпулинг), совместные поездки (роадшеринг), кратковременная аренда велосипедов и самокатов, корпоративный шеринг и операционный лизинг, кратковременная аренда квартир, совместная аренда офисов (коворкинг), софинансирование проектов/поиск финансирования среди большого числа «народных инвесторов» (краудфандинг), поиск фрилансеров или проектных работников, обмен вещами, которые стали не нужны, фудшеринг. Есть и люксовые, и экзотические варианты. Так, в Австралии есть проект по обмену яхтами. А в Китае можно взять в аренду зонт. Новая реальность, в которой почти все можно взять напрокат.
В некоторых сферах аренда пока не слишком развита, например, медицинское и строительное оборудование, хотя при совместном потреблении можно было бы минимизировать время простоев.
В России шеринговый рынок растет на 30% в год. В 2018 году объем этого рынка составил 511 млрд руб. Большинство потребителей шеринговых сервисов (75%, по данным РБК) живет в городах-миллионниках, и это достаточно молодые люди (60% - до 30 лет, более 30% - 31-45 лет). Основные востребованные шеринговые услуги в России – это аренда автомобилей, коворкинги, аренда квартир.
Растет и лизинговый рынок, совокупный портфель Топ-100 лизинговых компаний превысил 4 трлн руб. (данные RAEX, 6М2019). Объем лизингового портфеля по легковым автомобилям составил более 263 млрд руб., при это лизинг активно используется для приобретения оборудования, спецтехники, и др.
Все напрокат: новая реальность
Краткосрочная аренда Удобна и выгодна. К примеру, каршеринг в Москве, где парковка собственной машины в течение дня обойдется гораздо дороже, чем аренда каршерингового авто, который можно оставить на городской парковке бесплатно.
В шеринг-лизинговой экономике потребительские предпочтения определяются не правом собственности, а удобством и мобильностью. А также более выгодными ценовыми параметрами. К примеру, приобрести авто в лизинг проще, чем за наличные, которые еще нужно накопить, и чем в кредит. Требования лизинговых компаний проще. Первоначальный взнос минимален. Да и заявку рассматривают полчаса, по сути, пока вы пьете кофе. При этом, в случае с лизингом у вас не будет болеть голова ни за регистрацию авто, ни за техническое обслуживание. Пока в России сегодня лизинг, в основном, услуга для юридических лиц, но растет и востребованность лизинга среди физлиц. По данным Russian Automotive Market Research, в 2019 году на 74% выросло количество переданных в лизинг автомобилей для физлиц и ИП: в 2019 году физические лица и ИП приобрели в лизинг 11,5 тыс. легковых автомобилей, в 2018 году – 6,6 тыс. Всего в 2019 году было заключено 76,6 тыс. договоров лизинга на легковые авто.
На стыке лизинга и шеринга возникают новые востребованные услуги. Например, корпоративный шеринг – когда автомобили таксопарков можно передать в лизинг каршеринговым сервисам. Появляются предложения по аренде строительного, медицинского оборудования, железнодорожного транспорта. А еще коливинги – дома с общим пространством для жизни (кухня, гостиная, прачечная) и небольшими помещениями для сна. Что-то вроде старой доброй коммунальной квартиры, но в современном исполнении. Дополнительным преимуществом коливингов является социализация людей.
Лизинг vs шеринг
Лизинг и шеринг автомобилей очень похожи, но у них есть и отличия.
Среди вызовов, которые порождает шеринговая экономика и совместное потребление, - сложности с законодательным регулированием.
В то время, как у лизинга есть правовая основа в российском законодательстве (положения ГК РФ, закон о финансовой аренде), тогда как новые формы шеринга появляются быстрее, чем под них детально прорабатывается законодательная база.
В некоторых же формах шеринга, вообще, отсутствует документальное оформление и страдает безопасность (шеринг вещей, поездок, автомобилей). Отношение к арендованному автомобилю может быть менее аккуратное, чем к собственному. Показательным примером в данном случае является шеринг зонтов в Китае. Через несколько дней его работы исчезло несколько сотен зонтов в разных городах. Кроме того, в шеринге практически невозможно корректно рассчитывать и взимать налоги, сложно контролировать качество, соблюдение регламентов, и др.
Лизинг – более совершенная и комфортная форма взаимодействия между владельцем вещи, поставщиком, и тем, кто хочет ею пользоваться. Все законно, прозрачно и можно устанавливать желаемые правила – лизинговое имущество можно впоследствии оформить в собственность и стать его законным обладателем.